Оптимизация программы государственных закупок AGPO в Кении: роль офиса управления программами в преодолении институциональных барьеров
https://doi.org/10.26425/3034-6916-2025-1-3-42-50
Аннотация
Данная работа посвящена анализу программы «Доступ к возможностям государственных закупок» (англ. Access to Government Procurement Opportunities, далее – AGPO) и поиску путей ее совершенствования на основе проектного управления. Программа AGPO, реализуемая в Кении, направлена на преодоление социально-экономического неравенства и расширение экономических возможностей для наиболее маргинализированных групп: молодежи, женщин и лиц с ограниченными возможностями. В основе исследования лежат методы качественного анализа, использующие вторичные данные, включая кейсстади и анализ официальной отчетности и научных публикаций. В исследовании выявлены ключевые барьеры, препятствующие эффективности AGPO, и предложено институциональное решение – создание специализированного офиса управления программами (далее – ОУП) в структуре AGPO. Результаты могут быть использованы государственными органами Кении и других развивающихся стран для разработки стратегий и реформирования программ социально-ориентированных закупок, повышения их прозрачности, инклюзивности и эффективности. Перспективными направлением являются эмпирическая оценка воздействия AGPO на целевые группы после внедрения предложенных изменений, а также сравнительный анализ эффективности различных моделей управления подобными программами в различных странах. Исследование демонстрирует, что успех государственных программ, подобных AGPO, по расширению экономических возможностей маргинализированных групп зависит не только от политической воли, но и от наличия профессиональной управленческой структуры. Создание ОУП рассматривается как ключевой шаг для преодоления институциональных и операционных проблем, обеспечения устойчивости и достижения заявленных целей по расширению экономических возможностей уязвимых групп населения.
Об авторах
М. Н. ВанджикуКения
Ванджику Минне Нямбура - Науч. сотр., старший администратор по управлению программами.
Найроби
М. Ибрагим
Саудовская Аравия
Ибрагим Мухаммад – Магистрант Государственный университет управления, технический тренер на производстве ТЮФ Рейнланд Групп.
Москва; Эр-Рияд
Ю. А. Фомина
Россия
Фомина Юлия Андреевна - Канд. экон. наук, доц. каф. управления проектом.
Москва
Е. А. Коваленко
Россия
Коваленко Евгений Александрович - Магистрант.
Москва
Список литературы
1. Aziz, E. E. (2014, May 5–7). The PMO: your key to strategy execution and results delivery. Global Congress 2014 –EMEA, Dubai, United Arab Emirates.
2. Busby, N. (2006). Affirmative action in women’s employment: lessons from Canada. Journal of Law and Society, 33(1), 42–58. https://doi.org/10.1111/j.1467-6478.2006.00346.x
3. Chandora, M. V. (1992). Affirmative action in India and the United State: the Untouchable and Black experience. Indiana International & Comparative Law Review, 3(1), 101–133. https://doi.org/10.18060/17475
4. Cheong, H.-I., Lyons, A., Houghton, R. W., & Majumdar, A. (2023). Secondary qualitative research methodology using online data within the context of social sciences. International Journal of Qualitative Methods, 22(2). https://doi.org/10.1177/16094069231180160
5. Crichlow, M. A., & Gomez, E. T. (2015). Revisiting affirmative action, globally. Cultural Dynamics, 27(1). https://dx.doi.org/10.1177/0921374014567362
6. Darling, E. J., & Whitty, S. J. (2016). The project management office: it’s just not what it used to be. International Journal of Managing Projects in Business, 9(2), 282–308. https://doi.org/10.1108/IJMPB-08-2015-0083
7. Fairlie, R., & Marion, J. (2012). Affirmative action programs and business ownership among minorities and women. Small Business Economics, 39(2), 319–339. https://doi.org/10.1007/s11187-010-9305-4
8. Holzer, H. J. (2007). The economic impact of affirmative action in the US. Swedish Economic Policy Review, 14(1), 41–71.
9. Ichsan, M., Sadeli, J., Jerahmeel, G., & Yesica, Ye. (2023). The role of project management office (PMO) manager: a qualitative case study in Indonesia. Cogent Business & Management, 10(2). https://doi.org/10.1080/23311975.2023.2210359
10. Khalimon, E.A., Sycheva, S.M., & Obradović, V. (2022). Current development trends of the system of public administration.
11. Smart nations: global trends in the digital economy, Cham, Switzerland. https://doi.org/10.1007/978-3-030-94873-3_14
12. Kuitunen, S. (2022). Affirmative action: meaning, intentions, and impacts in the big picture. UNU WIDER. https://doi.org/10.35188/UNU-WIDER/2022/163-1
13. Monteiro, A., Santos, V., & Varajão, J. (2016). Project management office models – a review. Procedia Computer Science, 100, 1085–1094. https://doi.org/10.1016/j.procs.2016.09.254
14. Nikitina, E.V., Nikitin, S.A., & Elkina, D.A. (2022). Comparative analysis of project management software products. Smart nations: global trends in the digital economy, Cham, Switzerland. https://doi.org/10.1007/978-3-030-94873-3_42
15. Sowel, Th. (2004). Affirmative action around the world: an empirical study. Yale University Press.
Рецензия
Для цитирования:
Ванджику М.Н., Ибрагим М., Фомина Ю.А., Коваленко Е.А. Оптимизация программы государственных закупок AGPO в Кении: роль офиса управления программами в преодолении институциональных барьеров. Вестник проектного управления. 2025;1(3):42-50. https://doi.org/10.26425/3034-6916-2025-1-3-42-50
For citation:
Wanjiku M.N., Ibrahim M., Fomina Yu.A., Kovalenko E.A. Optimising the Access to Public Procurement Opportunities programme in Kenya: role of the programme management office in overcoming institutional barriers. Journal of Project Management. 2025;1(3):42-50. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/3034-6916-2025-1-3-42-50









